Dmitry Dubrovenko писал(а):Но я спрашивал про более конкретное: саму организацию функционала девайса.
Наличие изменяемых палитр, организация меню и т.д. (т.е. то, что написано в Руководстве по эксплуатации).
ИМХО, но мне больше нравится, как организовано в Кошмарике (ПСР'е, т.е.
).
Это было достаточно спонтанно. Т.к. отправной точкой были знания о том как у НИХ, и технологии (тот же 16 канальный сэмплер). Нужно было аппаратные возможности либо купировать, сэкономив средства, либо представить пользователю. Кст, прототип, на котором я разрабатывал всё ПО ДР8, был 16-ти канальный, с платами от будущего ромплера Лель28. Там почти такая же схемотехника,как и в ДР8.
Приведу пример.
Прихожу как-то раз после обеденного перерыва в КБ. Там Сергей Волков, Сергей Шершнёв и Пётр Кейно. Рассказываю Сергею В, что места в ОЗУ мало под фразы. Стали думать как сохранять ритмический рисунок. Решили - просто записываем битами 8 треков. Сергей Шершнёв тоже включается в разговор. Спрашивает, как акценты ставить? Завязалась техническая дискуссия. Сергей Ш предлагал сделать запись как в проф секвенсорах на основе списков и двоичных деревьев. Сергей В предлагал всё упростить по максимуму. Я выступил против метода представления списком, т.к. это бы потребовало динамическое выделение памяти, что в условиях записи в РВ привело бы к переполнения буферов (буферы падов были очень скромные).
Так, после получаса оживлённых дискуссий вышли на лестничную клетку (курилку). Спор пошёл дальше, о том как же записать мелодическую составляющую (сбивку на томах, например), если пишется только KEYON событие. Я предложил виртуализировать инструменты для каждого паттерна (т.е создать дескриптор для каждого отдельного инструмента), и иметь возможность уже не 8 падами, а, например, пользоваться 128 инструментами. Сергей В, тогда упростил идею и сказал, что можно сделать палитру - одну на один паттерн. На отработку идеи ушёл примерно месяц. Мной были сделаны около 5 разных прототипов. В конечном итоге, ограничение по свободному месту в ОЗУ не позволили разместить 16 палитр. Место осталось только под 4 палитры.
Но, если бы сейчас у меня спросили, что можно было бы изменить если заново сделать программу, ответил, что скорее всего ничего.
КМК, ДР8 - это тот самый редкий случай, когда все возможности "железа" были максимально подогнаны и раскрыты через пользовательский интерфейс.
Я тогда высказал крамольную мысль о том, что сложный секвенсор не нужен. Достаточно, чтобы инструмент работал надёжно, прозрачно и быстро по MIDI. Дело в том, что до этого, наличие MIDI было скорее для полноты спецификации. Т.е. интерфейс как-бы был, но не использовался либо совсем, либо на 100%.
DR8 - первая и последняя машина Лель работающая одновременно на ввод-вывод по Миди. Архитектуру я построил по принципу внешнего тон-генератора (как Ямаха FB-01 или TX-7). Секвенсор и интерфейс РВ пользователя "приросли" позже.
Dmitry Dubrovenko писал(а):А я как-раз полагал, что элементная база ПСР'а была выбрана, исходя из большого запаса (соответственно дешевизны) "калькуляторных" CPU на складе САМа.
Не совсем уверен, что САМ работал по калькуляторной тематике. Обычно это был Ангстрем в Зеленограде. САМ занимался военными заказами (БЭСМ, Эльбрус...), и был режимным объектом.
Максим В писал(а):ритм машины на кристаллеТак понимаю, это тоже почило в бозе.
Все, расковыренные мной драм-машинки, ровесники ПСР'а, обязательно содержали в своём составе ASIC (а то и несколько), для обработки звуковых данных.
На двоичных счётчиках их никто не реализовывал.
Да, это так. Проект ромплера на кристалле БМК если и был реализован, то по моим сведениям в серию не пошёл. Уверен, что у Сергея Ш получился бы отличный аппарат, но, видимо, не успели (это уже было без меня). Сергей Ш, кстати всегда проводил очень глубокий анализ разных вариантов архитектуры и выбирал наиболее гибкое решение (что было бы хорошо для построения платформы, а не единичного продукта).
Кст, ASICи делали в основном японцы и европейцы, ориентируясь на огромный тираж. Например, логика сэмплера Е-MU2, сделана "от и до" на ТТЛШ логике, что не умаляет его достоинств... Что отсутствовало у нас - доступная микросхема VCF. Т.е. в 87 году было всё в отечественной номенклатуре, чтобы построить аналог EMU, LinnDrum...
Dmitry Dubrovenko писал(а):И про это тоже неоднократно упоминал. Но это, скорее "тяжёлое наследие допотопных технологий".
С технологиями было как раз всё вполне сносно и даже неплохо. Проблема была в отсутствии опыта и фундаментальных знаний у специалистов (в основном любителей своего дела), работающих не на оборонку, а проектирующих товары народного хоз-ва (в т.ч. и муз инструменты). В Москве, например, лучшие из лучших отбирались уже со школьной скамьи в крупные фирмы и институты по оборонной и космической тематике.
Просто, КМК, не хватало опыта и специальных знаний в областях твёрдотельной электроники, ЦПОС, дискретной математики, как сделать, например, конечный автомат записи/воспроизведения сэмплов в/из ОЗУ, простой умножающий ЦАП, как расcчитать малошумящий выходной каскад и фильтр, как развести плату "звездой", чтобы не было фона. Технику нулевого класса сложности строили же в СССР вполне успешно.